Симптомы и признаки ВПС у детей

Врожденные пороки сердца (ВПС) составляют немалую долю опасных аномалий сердечно-сосудистой системы. Важно уметь распознать первые признаки врожденного порока сердца у новорожденных, так как несвоевременная помощь грозит последствиями.

Содержание статьи:

Как правило, симптомы ВПС обнаруживает врач при обследовании ребенка, но некоторые признаки нарушений могут отметить и родители малыша. О том, как распознать признаки ВПС у детей, напишем далее.

Причины развития врожденного порока сердца у ребенка

Врожденный порок сердца у ребенка — следствие неправильного формирования органа в первом — втором триместре беременности. Нежные ткани сердечно-сосудистой системы эмбриона и плода чрезвычайно чувствительны к любым травмам.

Наиболее частыми причинами появления ВПС у детей являются:

• вредные привычки родителей (курение, пристрастие к алкоголю),
    • хронические инфекционные процессы репродуктивной сферы родителей,
    • острая инфекция матери в период беременности,
    • воздействие токсинов, радиации, электромагнитного излучения и прочее.

Сложность генома человека столь высока, что даже минимальная ошибка в делении клетки может приводить к самым печальным последствиям. Риск возникновения ВПС у детей возрастает при наличии подобных недугов у близких родственников. Кроме того, наличие симптомов ВПС характерно для недоношенных детей.

В ряде случаев врожденный порок сердца у ребенка появляется без определенной причины.

Как распознать порок сердца у ребенка

Абсолютное большинство патологий обнаруживается кардиологами — врачами, точно знающими как распознать порок сердца у ребенка. Как во время беременности, так и после родов проводится ряд обязательных исследований, ключевую роль среди которых имеет ультразвуковое.

Но есть ли рекомендации, как распознать порок сердца у ребенка без или до ультразвуковой диагностики?

Общими симптомами всех нарушений кровообращения у грудничков являются:

• плохая прибавка в весе,
    • быстрая утомляемость при кормлении и плаче,
    • бледность или синюшность кожи,
    • усиление бледности при плаче или крике,
    • ощутимое дрожание грудной клетки в такт биению сердца,
    • выпирание ребер в проекции сердечной мышцы и прочее.

Помимо этого, каждый порок имеет особенные, свойственные лишь ему признаки.

Так, диспозиция сердца может проявляться аномально расположенным сердечным толчком, а при коарктации аорты нижняя половина тела ребенка отстает в развитии от верхней.

Белые пороки

По некоторым признакам пороков сердца у новорожденных описанные аномалии разделены на белые и синие пороки.

К белым относятся патологии без смешивания венозной и артериальной крови. При этом признаки порока сердца у младенца включают слабость и утомляемость, бледность кожи, частое усиление сердечного толчка.

К белым порокам относится большинство дефектов сердца:

• стеноз и коарктация аорты,
    • дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородки,
    • открытый артериальный проток,
    • изменения нормального положения и ориентации сердца и прочие.

В каждом случае признаки ВПС могут иметь свои особенности в зависимости от патологии. Различаются интенсивность и расположение шума в сердце, бледность кожи и степени сердечной недостаточности. Некоторые пороки могут комбинироваться с другими аномалиями развития, что требует еще более тщательной диагностики.

Синие пороки

Синие пороки называются по внешним признакам порока сердца у новорожденных — синюшному цвету из-за недостатка кислорода.

К этой группе относят тетраду Фалло, транспозицию магистральных сосудов сердца и некоторые более редкие состояния.

Объединяет вышеописанные состояния смешение венозной и артериальной крови в полостях сердца или сосудах. Из-за этого происходит снижение концентрации кислорода в крови, которая доставляется к органам и должна поддерживать их нормальную жизнедеятельность.

При синих пороках типичными симптомами порока сердца у грудничка являются:

• резкое посинение кожи вокруг рта или всего лица при крике,
    • шумы при выслушивании сердца
    • быстрая утомляемость и общая слабость
    • общая синюшность кожи.

Как и белые, эти пороки со временем приводят к серьезному повреждению камер и сосудов сердца, развивается сердечная, а затем и полиорганная недостаточность.

Что делать, если проявляются симптомы порока сердца у грудничка

Малейшие признаки порока сердца у детей служат показанием к немедленной консультации опытного кардиолога. Доктор осматривает ребенка и стетоскопом выслушивает тоны его сердца.

Проводится активное выявление типичных для врожденных пороков сердца симптомов и анализ истории их возникновения.

В обязательном порядке выполняется ультразвуковое исследование сердца — эхокардиография. Именно эта методика является золотым стандартом диагностики врожденных пороков.

Полезную информацию иногда дает стандартная электрокардиограмма. Дополнительно может проводиться рентгенограмма грудной клетки или катетеризация сосудов для измерения внутрисердечного давления.

Грамотный врач сможет верно поставить диагноз и разработать тактику лечения. В зависимости от типа нарушения и его степени может выбираться выжидательная тактика или назначаться лечение. Часть пороков может самопроизвольно исчезать после 1-3-х лет, другие требуют активного вмешательства. При необходимости оперативной коррекции состояния сердца и сосудов кардиолог направляет своего пациента к квалифицированному хирургу.

Любые симптомы порока сердца у грудничка нельзя оставлять без внимания, так как только вовремя оказанная помощь способна сохранить его жизнь и здоровье.

В нашем центре оказывается эффективная помощь при любых пороках сердца у детей. Современное оборудование, большой опыт кардиохирургов, поддержка большого коллектива смежных специалистов гарантируют наилучшие результаты из возможных в каждом случае.