Острая сердечная недостаточность

Острая сердечно-сосудистая недостаточность представляет собой сочетание симптомов резкого нарушения работы сердечной мышцы.

Это синдром, который может быть результатом хронического снижения деятельности сердца или возникать остро на фоне относительного здоровья. Острая сердечная недостаточность лидирует по количеству смертей среди других синдромов.

Для предотвращения угрожающего состояния полезно знать, что такое острая сердечная недостаточность и как ее можно избежать.

Симптомы острой сердечной недостаточности

Способность распознать первые признаки расстройства функций сердца может спасти здоровье и жизнь. Каковы же симптомы сердечной недостаточности в острой форме?

В первую очередь стоит отметить, что описанная патология  является не самостоятельной болезнью, а лишь синдромом — осложнением основного заболевания.

Острая сердечная недостаточность — это совокупность самых разнообразных проявлений дисфункции кровообращения. В зависимости от того, какой отдел кровеносной системы повреждается при острой сердечной недостаточности, симптомы могут разительно отличаться.

Страдать могут компоненты малого или большого круга кровообращения, желудочки и предсердия сердца или все его отделы.

Чаще всего наблюдаются следующие симптомы острой сердечной недостаточности:

• резкая одышка, ощущение нехватки воздуха
    • острая боль в груди, левой руке, шее или спине
    • ощущение перебоев в сердце, потеря нормального ритма сердечных ударов
    • выраженная слабость, потеря сознания или головокружение
    • синюшность или резкая бледность лица и конечностей
    • внезапно возникший мучительный кашель и прочее

Развитие связанного с перегрузкой малого круга отека легких может сопровождаться появлением влажных хрипов, продуктивного кашля, ощущением выраженной тяжести и «переполненности» в груди.

Острая сердечная недостаточность, причины возникновения

Спасти жизнь человека с резким нарушением функции сердца может понимание причины острой сердечной недостаточности. Такое осложнение может возникать как резкое ухудшение при хронической недостаточности сердца либо вследствие острого повреждения ранее здорового органа.

Непосредственными причинами острой сердечной недостаточности могут быть десятки заболеваний, среди которых чаще всего встречаются:

• тромбоэмболия легочной артерии
    • обширный некроз миокарда (инфаркт)
    • фибрилляция сердца, мерцательная аритмия
    • острый миокардит, эндокардит
    • декомпенсация хронической недостаточности
    • травма сердца, массивное кровотечение
    • пневмония, септические состояния

Редко выделяют острую сердечную недостаточность, причину которой обнаружить не удалось — идиопатическую недостаточность сердца.

Несмотря на внезапное проявление симптомов, большинство случаев острого расстройства кровообращения можно предотвратить внимательным отношением к своему здоровью.

Такие предвестники катастрофы как изменения ЭКГ, повышение свертываемости крови, увеличение или уменьшение отделов сердца несложно обнаружить во время рутинных профилактических осмотров.

Возможные осложнения заболевания

Описываемая патология сама является осложнением ряда болезней. Наиболее грозное последствие острой сердечной недостаточности — смерть в результате необратимого повреждения органов.

Риск летального исхода повышается у пациентов с тяжелыми хроническими расстройствами, несвоевременным обращением за медицинской помощью и при обширных повреждениях кровеносной системы.

Значительно снижается вероятность смерти от острой сердечной недостаточности при незначительных анатомических изменениях сердца и сосудов, полноценной и своевременной интенсивной терапии.

Первая помощь при острой сердечной недостаточности

Основная цель первой помощи при острой сердечной недостаточности — спасение жизни пациента и поддержание функции сердца до получения профессионального лечения.

Ключевыми компонентами доврачебной помощи при острой сердечной недостаточности являются:

• немедленное обращение к квалифицированным медикам
    • придание пациенту удобного положения
    • обеспечение доступа свежего воздуха
    • измерение давления, пульса
    • создание спокойной психологической обстановки и прочее

При появлении первых признаков обострения или возникновения симптомов недостаточности кровообращения нужно вызвать карету скорой медицинской помощи. До ее приезда пациенту стоит придать сидячее положение, расстегнуть тесную одежду.

Если позволяют условия, неотложная помощь при острой сердечной недостаточности должна включать измерение артериального давления и частоты пульса.

Так как одним из симптомов нарушения функции кровеносной системы является ощущение нехватки воздуха, необходимо открыть окна и проветрить помещение, где ожидает приезда «скорой» пациент.

Если ведущим симптомом выступает боль в груди, а давление нормальное или повышенное, имеет смысл дать пациенту таблетку нитроглицерина под язык. Если же наблюдается снижение артериального давления или головная боль, до приезда «неотложки» давать препараты не стоит.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности уже включает более интенсивное лечение: подачу кислорода, введение необходимых пациенту препаратов, снятие ЭКГ.

Острая недостаточность сердца — это та патология, которую можно избежать при ответственном отношении к своему здоровью. Регулярное посещение семейного врача, дозированные физические нагрузки, чуткость к изменениям своего самочувствия, контроль хронических болезней достоверно увеличивают продолжительность активной и здоровой жизни.

Получить консультацию грамотного кардиохирурга можно в нашей клинике. В отделении кардиохирургии возможно провести современную диагностику и эффективную коррекцию имеющихся заболеваний сердечно-сосудистой системы, а также получить рекомендации по профилактике осложнений.