Диагностика и лечение ДМЖП у детей

Дефект межжелудочковой перегородки (далее — ДМЖП) является одним из наиболее распространенных пороков сердца новорожденных.

Лечение ДМЖП у детей имеет множество особенностей и сложностей из-за большого разнообразия нарушений. Без показанного лечения у многих пациентов развивается тяжелая сердечная недостаточность. Своевременное и полноценное лечение ДМЖП оберегает от осложнений и позволяет восстановить целостность сердца.

Успешное лечение ДМЖП у детей целиком зависит от результатов диагностики. От степени, формы и расположения дефекта непосредственно зависят методики, сроки и объемы терапии.

Диагностика ДМЖП

Врожденные пороки сердца (ВПС) — опасная группа патологий детского возраста.

Определенный процент таких пороков (например, открытое овальное окно, небольшие дефекты межпредсердной перегородки) являются нормальными этапами развития сердца и исчезают по мере развития.

Дефект межжелудочковой перегородки относится к разделу однозначной патологии и не должен встречаться в норме.

Заподозрить наличие порока возможно по плохой прибавке веса, синюшности кожи ребенка.

Иногда дефект сопровождается симптомом дрожания грудной клетки в такт сердцебиению и прочими.

Основной при ДМЖП диагностикой при первичном обследовании является ультразвуковое исследование сердца — эхокардиография.

Предположительный диагноз ВПС ДМЖП может быть выставлен и после выслушивания сердца грамотным кардиологом, но судить о точных размерах и расположении дефекта можно только по результатам УЗИ.

Определенную информацию дает также электрокардиограмма, рентгенограмма грудной клетки и внутрисосудистое измерение давления в камерах сердца.

Эти методы диагностики помогают уточнить степень нарушения и сориентироваться по необходимости, срокам и объему хирургической коррекции.

Современные методы лечения дефекта
    межжелудочковой перегородки

При ДМЖП лечение может включать:

● выжидательную тактику и наблюдение
    ● медикаментозное лечение ДМЖП
    ● «открытую» операцию
    ● эндоваскулярную хирургию

Единственным эффективным при дефекте межжелудочковой перегородки лечением является операция.

Существует ряд протоколов, которые регулируют сроки и показания к проведению хирургии.

При небольших дефектах межжелудочковой перегородки лечение детей может состоять в определенной медикаментозной поддержке и наблюдении кардиолога.

Если даже безобидный дефект не исчезает после трех лет, встает вопрос о более активном лечении.

При крупных и опасных пороках операция может проводиться уже в первые месяцы и дни жизни ребенка для предотвращения необратимых осложнений.

В таких случаях выполняется либо классическое вмешательство с рассечением грудной клетки, либо малоинвазивное перекрытие дефекта внутрисосудистым зондом. Выбор операции индивидуален и зависит от множества факторов.

Консервативное лечение ДМЖП

Консервативное лечение ДМЖП показано при невозможности выполнить операцию, в качестве подготовки к ней или при наличии незначительного дефекта. Медикаментозное лечение ДМЖП не способно «зарастить» отверстие в перегородке сердца.

Все лекарства назначаются доктором лишь для улучшения функции миокарда и снижения нагрузки на сердечную мышцу.

Развивающуюся при ВПС недостаточность сердца корректируют сердечными гликозидами, ингибиторами АПФ, комплексами сосудистых препаратов.

Консервативное лечение ДМЖП не способно заменить операцию и часто нацелено на как можно более короткую подготовку к эффективному хирургическому лечению. Как правило, основной методикой поддержки, терапия препаратами становится у пациентов с абсолютными противопоказаниями к проведению хирургического лечения.

Эндоваскулярное лечение ДМЖП

Эндоваскулярное лечение ДМЖП — золотой стандарт хирургической помощи пациентам с дефектом малого и среднего размера.

Такая операция относится к группе малоинвазивных манипуляций. Для проведения эндоваскулярного закрытия ДМЖП не нужны разрезы грудной клетки, процедура проводится миниатюрным внутрисосудистым зондом.

Через небольшой прокол бедренной или лучевой артерии в сосудистую систему вводится тонкий проводник, на конце которого прикреплен так называемый окклюдер.

Это небольшое устройство перекрывает отверстие перегородки сердца и устраняет патологический ток крови.

Малоинвазивное лечение ВПС ДМЖП отличается сниженным риском осложнений и быстрым восстановлением.

Недостатком эндоваскулярного лечения ДМЖП является невозможность закрывать крупные дефекты.

Хирургическое лечение ДМЖП

Наиболее часто применяемое при ДМЖП хирургическое лечение — классическая «открытая» операция. Она заключается в разрезе грудной стенки и непосредственном доступе к отверстию перегородки.

Дефект межжелудочковой перегородки при хирургическом лечении может стягиваться окружающими тканями или трансплантатами тканей из других участков тела.

Такая операция в силу своих объемов потенциально имеет несколько более высокий по сравнению с эндоваскулярной хирургией риск осложнений.

Все манипуляции проводятся с поддержкой аппарата искусственного кровообращения, сама операция достаточно длительная, в работе участвует большое количество медперсонала.

Тем не менее именно классический оперативный доступ позволяет эффективно устранить дефект любых размеров и формы.

Показанное при ДМЖП хирургическое лечение требует грамотной подготовки и уникальных условий для проведения операции.

В нашей стране лишь несколько центров имеют необходимый опыт и оснащение для эффективного и безопасного лечения описанной патологии.

Грамотные и опытные врачи нашего центра, наилучшее оборудование и большое количество успешно проведенных операций при врожденных пороках сердца обеспечивают максимально результативное лечение.

Мы знаем как лечить ДМЖП в любом возрасте и эффективно помогаем всем своим маленьким пациентам.