Чем опасен разрыв грудной аорты

Разрыв аневризмы грудной части аорты — состояние, которое проще не допустить, чем излечить.

Эта патология является одной из тяжелейших среди всех неотложных состояний. Практически в 95% случаев разрыв аорты приводит к самым неблагоприятным исходам.

Своевременная диагностика, грамотная профилактика и лечение способны предотвратить возможность разрыва аневризмы грудной аорты и существенно продлить жизнь.

Как определить разрыв грудной аорты: симптомы

Разрыв грудной аорты является финальным этапом ее постепенного истончения и «размывания» током крови.

Иногда описанная патология возникает спонтанно, среди полного благополучия. Тем не менее, чаще всего первые признаки проблемы можно заметить за несколько лет до печального осложнения. У некоторых пациентов могли наблюдаться боли в спине или груди, у кого-то — повышаться артериальное давление, у кого-то аневризма грудной аорты имитировала приступы стенокардии.

Вовремя обратившись к кардиологу, многие пациенты с аневризмой могли бы спасти себе жизнь и провести оперативное лечение.

Появившиеся при разрыве аорты симптомы — признаки тяжелейшего кровотечения. При этом каждая минута промедления резко сокращает шансы на выживание.

Характерны две группы проявлений:

• болевой синдром,
    • симптомы геморрагического шока.

Расслоение и разрыв сосуда почти всегда сопровождается резкой болью. Она может проецироваться на спину, грудную клетку или живот, имитировать инфаркт, мезентериальный тромбоз, тромбоэмболию легочной артерии.

В последующем после разрыва аорты симптомы включают признаки внутреннего кровотечения.

Среди них стоит выделить:

• резкую слабость,
    • коллапс (обморок),
    • бледность кожи,
    • снижение артериального давления,
    • повышение частоты пульса и прочее.

К сожалению, проявление симптомов разрыва — свидетельство летальной потери крови, которую не всегда удается вовремя восполнить или прекратить. Поэтому основное внимание пациентов должно быть направлено на предотвращение и профилактику состояния.

Причины разрыва

Для ответственного подхода к профилактике важно понимать, почему происходит разрыв аорты.

Различают патологический и травматический разрыв. Повреждение сосуда после травмы может быть следствием ДТП, производственных катастроф, ножевых и пулевых ранений.

Большая часть аневризм — патологические, и связаны чаще всего с атеросклерозом сосудов.

Среди приводящих к разрыву аорты сердца причин и факторов стоит упомянуть:

• повышенное артериальное давление,
    • повышение липидов крови,
    • повышение глюкозы крови,
    • курение,
    • алкогольная зависимость и прочее.

Повреждение оболочки сосуда давлением, глюкозой, токсинами создает условия для формирования атеросклеротических бляшек, «разъедающих» аорту. Ослабленная и утонченная аорта под напором крови начинает раздуваться, с каждым днем становясь уязвимее.

Непосредственной для разрыва аорты сердца причиной может быть «скачок» давления крови, неловкое движение, спонтанное уменьшение прочности аортальной стенки.

Диагностика разрыва аневризмы грудной аорты

Учитывая высокую скорость развития разрыва аорты, причины неотложного состояния чаще всего нужно определять в считанные минуты.

Может проводиться ЭКГ, рентгенограмма грудной клетки и УЗИ сердца и брюшной полости. Все эти методики помогают быстро исключить прочие патологии и получить косвенные признаки разрыва аневризмы аорты.

Методики, полноценно «показывающие» разрыв — МРТ или КТ с ангиографией. Они точны, чувствительны и информативны, но требуют непозволительно много времени для неотложного лечения кровопотери. Свое место они заняли в плановой профилактике разрыва аневризмы грудной аорты, когда есть симптомы расширения сосуда и время для проведения эндопротезирования.

Лечение разрыва аневризмы грудной аорты

Разрыв аневризмы дуги аорты происходит неожиданно, чаще всего вне больничных стен. Если «неотложка» успевает до массивной утраты крови, пациент доставляется в ближайшее отделение сосудистой хирургии.

Еще в карете скорой помощи начинается интенсивная терапия шока: внутривенно вводится жидкость, поддерживается уровень артериального давления.

Необходимое при разрыве аорты лечение направлено на поддержку жизненных функций и скорейшее устранение «течи». После необходимой диагностики и подтверждения диагноза разрыва аневризмы грудной аорты проводится оперативное вмешательство.

Такая операция предусматривает быстрый доступ к аорте с последующим ее пережатием и установкой полимерного эндопротеза. Пораженный участок сосуда исключается из кровотока, пациент переводится в отделение реанимации и интенсивной терапии.

Если возникшее после разрыва аневризмы грудной аорты кровотечение удалось остановить, а пациент был спасен от шока, лечение считается успешным. Протезированный участок сосуда способен пожизненно выполнять необходимые функции, риск разрыва аорты после лечения хирургом исключается.

Наша клиника — мощная база со всем необходимым для спасения жизни при различных неотложных ситуациях. Тем не менее, даже в наиболее развитых странах при разрыве аневризмы аорты лечение не всегда успешно.

Основа продления жизни — профилактика и необходимая коррекция неблагоприятных факторов для того, чтобы такое состояние не наступило.

Обращайтесь к нам для полноценного обследования и качественного лечения, и Ваша сердечно-сосудистая система точно прослужит долго!