Бактериальный (инфекционный) эндокардит

Бактериальный эндокардит относится к группе наиболее тяжелых поражений клапанов сердца.

Определенные сложности диагностики и лечения, часто молниеносное начало и течение болезни обуславливают большое количество осложнений и неблагоприятных исходов. Особенно тяжело протекает инфекционный эндокардит у пациентов с искусственными клапанами сердца, сниженным иммунитетом, наркотической зависимостью.

Своевременное и правильное лечение бактериального эндокардита снижает риск негативных последствий и продлевает жизнь.

Причины развития инфекционного эндокардита

Основными условиями появления бактериального эндокардита являются наличие микроорганизмов в крови и сопутствующая патология внутренней оболочки сердца — эндокарда.

Только при таком неблагоприятном сочетании возможно размножение бактерий на изначально стерильной и гладкой поверхности клапанов. В большинстве случаев инфекционный эндокардит вызывается стрептококками и стафилококками. Реже причиной болезни становятся кишечная палочка, грибки и другие микробы. Попадать в кровяное русло микробы могут как непосредственно (при введении инъекционных наркотиков, лечебных манипуляциях) так и проникая в сосуды из очагов хронической инфекции.

При инфекционном эндокардите причинами появления микроорганизмов в системном кровотоке могут быть:

• пневмония,
    • сепсис,
    • кариес и гингивит,
    • инфекции мочевыделительной системы,
    • абсцессы мягких тканей,
    • наличие имплантов,
    • проведение манипуляций (капельницы, пункции и прочее).

При эндокардите инфекционного характера характерным является предшествующее повреждение эндокарда. Оно возникает при ревматизме, врожденных пороках сердца, атеросклерозе и тромбозе клапанов сердца.

Чаще всего для развития инфекционного эндокардита причиной становятся регулярные инъекции наркотиков или осложнения после протезирования сердечных клапанов.

Бактериальный эндокардит: симптомы заболевания

Признаки инфекционного эндокардита во многом зависят от типа болезни. Выделяют острое, подострое и хроническое (вялотекущее) течение болезни. При этом хроническая форма может проявляться вяло или неясно, а острая быть молниеносной и катастрофической.

Общими для всех инфекционных миокардитов симптомами являются такие изменения:

• лихорадка с постоянным или периодическим повышением температуры тела;
    • наличие шумов при выслушивании сердца;
    • боли в проекции пораженного клапана;
    • слабость и вялость;
    • бледность или желтушность кожи.

При бактериальном эндокардите симптомы часто появляются лишь через несколько недель после инфицирования клапанов. Помимо упомянутых симптомов присутствуют проявления сердечной недостаточности и бактериемии (наличия микробов в крови).

Недостаточность сердца проявляется болями, усталостью, одышкой, характерными отеками.

Характерными на фоне эндокардита симптомами бактериемии являются появление абсцессов органов и мягких тканей, специфические пятна на коже, кровянистые высыпания на слизистых.

Как диагностируют бактериальный эндокардит

Симптомы болезни не всегда позволяют точно установить диагноз в начале процесса. Поэтому для постановки адекватного вердикта всегда применяются инструментальные и лабораторные методики. Достоверная диагностика инфекционного эндокардита возможна при проведении:

• лабораторный метод: посев крови с идентификацией микроорганизмов;
    • аппаратные методики: чаще всего это ЭХО-КГ, позволяющее обнаружить наросты на клапанах сердца.

Кроме того, все пациенты с признаками воспаления оболочек сердца сдают стандартные анализы: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови. Полезную информацию дает простая ЭКГ и рентгенограмма грудной клетки. Дополнительно могут проводиться компьютерная томография, чреспищеводная эхокардиография, визуализация сердца с контрастированием.

Для постановки верного диагноза медицинским сообществом были предложены так называемые диагностические критерии. При инфекционном эндокардите критерии диагностики включают совокупность специфических симптомов и данные методов дополнительного обследования, подтверждающих факт поражения клапанов микроорганизмами.

Методы лечения инфекционного эндокардита

Правильное лечение инфекционного эндокардита — сложный и длительный, но очень важный процесс.

В зависимости от типа, степени и расположения патологии доктор может предложить:

• консервативное лечение антибиотиками;
    • хирургическую обработку или замену клапанов.

Внутривенное введение антибиотиков при инфекционном эндокардите — терапия, обязательная при любых формах болезни. Продолжается она от 2 до 10 недель, часто требуется комбинация нескольких мощных препаратов.

Старт антибиотикотерапии основан на предположительных данных о типе возбудителя, после получения результатов посева крови лечение инфекционного эндокардита проводится именно теми веществами, которые будут наиболее эффективны для устранения обнаруженного микроба.

В случае тяжелого инфекционного эндокардита операция является единственным способом устранить источник инфекции и восстановить функцию сердца. Может проводиться малоинвазивное или открытое вмешательство для удаления инфицированных тромбов, пластики или замены пораженного клапана.

Операция по лечению протезного инфекционного миокардита может состоять в санации (очищении) или полной замене импланта. И в том, и в другом случае все действия направлены на максимально быстрое удаление очага инфекции из полости сердца и эффективную нормализацию кровотока.

Рекомендации по профилактике

Учитывая факторы, приводящие к развитию болезни, профилактика инфекционного эндокардита направлена на исключение появления бактерий в крови и сохранение здоровья поверхности эндокарда.

У здоровых людей или пациентов с факторами риска обязательно своевременное лечение любых воспалительных процессов: кариеса, гингивита, абсцессов, пиелонефрита и цистита, простатита, пневмонии и прочих расстройств.

Профилактикой инфекционного эндокардита служат и меры по защите эндокарда: отказ от алкоголя, курения, контроль уровня артериального давления, глюкозы и липидов крови.

Наличие любых изменений при имеющихся протезированных клапанах сердца — повод для немедленного визита к доктору.

Врачи нашей клиники — опытные и чуткие специалисты, способные распознать скрытые проявления болезни на самых ранних стадиях. Современное оборудование, слаженная работа грамотного медперсонала гарантируют наиболее эффективное лечение инфекционного эндокардита, а рекомендации докторов соответствуют всем международным стандартам и критериям.